Иларион (Троицкий ; священномученик). Творения. 1886-1929. В 3 т. Т. 1. Очерки из истории догмата о церкви / священномученик Иларион (Троицкий). — Москва : Сретенский монастырь, 2004. — 504 с. : ил. — ISBN 5-7533-0328-5. — Текст : непосредственный.
В юбилейное трехтомное собрание творений архиепископа Илариона вошли практически все его работы, известные на сегодняшний день. Священномученик Иларион оставил после себя большое богословское и литературно-публицистическое наследие. В первый том целиком вошла его знаменитая диссертация «Очерки из истории догмата о Церкви», второй и третий тома посвящены соответственно богословским и церковно-публицистическим работам священномученика Илариона. Сочинения священномученика Илариона – это свидетельство эпохи, сокровищница практического богословия и ответ на актуальный вопрос «зачем нужна Церковь?».
Иларион (Троицкий ; священномученик). Творения. 1886-1929. В 3 т. Т. 2. Богословские труды / священномученик Иларион (Троицкий). — Москва : Сретенский монастырь, 2004. — 391 с. — ISBN 5-7533-0330-7. — Текст : непосредственный.
Строго православное и при этом укорененное в собственном духовном опыте богословское творчество святителя, сосредоточенное преимущественно на проблемах экклезиологии, свидетельствует о его глубокой, органичной церковности и душевной чистоте, возвышенной до совершенства молитвенным подвигом. Богословие архиепископа Илариона и все его видимые миру дела — не что иное, как борьба за Церковь, за ее святость и единство в сложнейшей исторической ситуации. В предельных обстоятельствах владыка Иларион сохранял верность своей церковной позиции, в последней инстанции — верность Христу. Это стоило ему свободы и в конце концов — жизни.
Иларион (Троицкий ; священномученик). Творения. 1886-1929. В 3 т. Т. 3. Церковно-публицистические труды / священномученик Иларион (Троицкий). — Москва : Сретенский монастырь, 2004. — 600 с. — ISBN 5-7533-0329-3. — Текст : непосредственный.
Всего около сорока пяти лет прожил владыка Иларион; его святительские труды и научная деятельность были грубо оборваны. Но в том, что этот высокий дух так рано оставил земную жизнь, видится воля всеблагого Промысла. «Бог возжелал иметь этого безупречно чистого человека у Себя святым и взял его к Себе в благопотребное время, предоставляя делать дальнейшие ошибки, грехи и преступления тем, кто на это был способен и ранее», — пишет один из биографов владыки Илариона. Русская Православная Церковь ныне признала святость архиепископа Илариона, и на ее Поместном Соборе 2000 года он был причислен к лику святых для общецерковного почитания. В третий том творений архиепископа Илариона (Троицкого) вошли церковно-публицистические труды.
Иларион (Троицкий ; архиепископ). Очерки из истории догмата о Церкви / архиепископ Иларион (Троицкий). — Репр. воспроизведение изд. типографии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 1912. — Москва : Православный паломник, 1997. — 584 с. — (Святые отцы и учители церкви в исследованиях православных ученых). — Текст : непосредственный. — Авт. на тит. л.: архиепископ Владимир (Троицкий).
Выдающееся исследование В. Троицкого "Очерки из истории догмата о Церкви" посвящено одному из самых актуальных и одновременно сложнейшему и малоисследованному вопросу в православной богословской науке - природе и границах Христовой Церкви. Автор, глубокий острый богослов, блистательный полемист и бесстрашный исповедник Православия, будущий новомученик Российский, архиепископ Иларион, дает исключительное и аргументированное изложение учения Православной Церкви по этой проблеме, руководствуясь свидетельствами св. Отцов, постановлениями Соборов, каноническими правилами Православной Церкви и другим богатейшим богословским и историческим материалом. Фундаментальный труд В. Троицкого, безусловно, входит в число значительнейших достижений отечественного богословия в области догматики и экклесиологии. Несмотря на почти вековую давность, монография не утратила научной свежести и насущности для всех интересующихся вопросами церковной истории и межконфессиональной полемики со строго православной точки зрения.
Иларион (Троицкий ; архиепископ). Без Церкви нет спасения / архиепископ Иларион (Троицкий). — Москва : Издательство Сретенского монастыря ; Санкт-Петербург : Знамение, 1999. — 638 с. — Текст : непосредственный.
Новомученик архиепископ Иларион (Троицкий), ближайший сподвижник святителя Тихона, оставил Церкви богатейшее богословское наследие. Особое важны сегодня его работы отстаивающие вечные и незыблемые истины Православия - церковные догматы, без понимания которых невозможно правильное устроение духовной жизни.
Иларион (Троицкий ; священномученик). Христианства нет без Церкви / архиепископ Иларион (Троицкий) / Священномученик Иларион (Троицкий). — Москва : Издательство Сретенского монастыря, 2007. — 352 с. — ISBN 978-5-7533-0162-8. — Текст : непосредственный.
Признак истинного философа – жизнь согласно убеждениям. Священномученик Иларион не только оставил нам в наследие глубокие и вдохновенные литературные труды, но и своей жизнью засвидетельствовал их высокое значение. Учение о Церкви он доказал своим самоотверженным церковным служением, апологию монашества – иноческими добродетелями, проповедь радостного христианства – благодушием в страданиях. Богословие владыки Илариона никогда не было отвлеченным и схоластическим, но всегда самым непосредственным образом относилось к жизни и ее насущным вопросам, а на его публицистических работах лежит тот отблеск вечности, который позволяет видеть вещи в их подлинном образе.
Иларион (Троицкий ; священномученик). Богословие и свобода Церкви : о задачах освободительной войны в области русского богословия / священномученик Иларион (Троицкий). — [Б. м.] : Сардоникс, 2005. — 62 с. — ISBN 5-902670-04-7. — Текст : непосредственный.
Архиепископ Иларион (Троицкий) (1886-1929) — яркий богослов и проповедник, апологет подлинной церковности, ревностный сторонник восстановления патриаршества, ближайший сподвижник святого патриарха Тихона в борьбе с обновленчеством, твердый исповедник Православия в годы гонений, вдохновитель знаменитого «Соловецкого послания» — обращения находившихся в заключении на Соловках епископов советскому правительству, священномученик. Данная его работа — прозвучавший в годы Первой мировой войны пламенный призыв к освобождению русского академического богословия из «плена» западных -католических и протестантских — влияний. Истинное освобождение русского духа возможно только через очищение православного самосознания. «Наши орудия — книги; наши снаряды — слова и мысли; мы проливаем не горячую кровь, а холодные чернила». И в наше время, когда вопрос о «западном пленении» на всех уровнях — политическом, социальном, экономическом, интеллектуальном, культурном — поднимается все чаще, речь святителя Илариона «о необходимости освободительной войны в области русского православного богословия» должна прозвучать с новой силой. Текст печатается по публикации: «Богословский вестник». Сентябрь, 1915. Т. 3. — Сергиев Посад, 1915.