Спасо-Преображенский кафедральный собор города Тамбова с находящимися в нем мощами святителя Питирима Тамбовского является главной святыней Тамбовского края и свидетелем многих исторических событий. Он был построен в Тамбове одновременно с основанием на южных рубежах Руси крепости Тамбов, которую заложили 17 апреля 1636 года на высоком берегу реки Цны при слиянии ее с небольшим притоком – рекой Студенец. Деревянный двухэтажный храм, срубленный всего за три месяца, освятил в праздник Преображения Господня 6 августа 1636 года священник Мокий Поздняков, ставший первым его настоятелем1.
Прошлое и настоящее соборного храма
Преображения Господня
в городе Тамбове
Преображенский храм, равно как и другие храмы, возведенные в это же время на обширных равнинных территориях, прилегавших к крепости, входил в состав Рязанской епархии. Став духовным центром крепости, он практически со времени своего основания обрел значение главного храма города. Официально статус городского собора Преображенскому храму даровал в 1677 году Рязанский митрополит Иларион2. К этому времени штат собора состоял из одного протоиерея, двух священников, диакона, дьячка и пономаря. Все соборное духовенство проживало недалеко от храма в своих домах. При первом Тамбовском епископе Леонтии, назначенном на образованную в 1682 году Тамбовскую кафедру, для деревянной соборной колокольни был отлит колокол весом в пятьдесят пудов3.
Главная святыня Тамбовского края
Спасо-Преображенский кафедральный собор
Новая эпоха для Преображенского храма началась с прибытием в Тамбовскую епархию епископа Питирима, который решил недалеко от старого деревянного храма построить каменный собор. Испросив благословение Святейшего Патриарха Иоакима, епископ Питирим в 1694 году приступил к строительству. В течение лета стены собора были выведены до высоты 14 м, что свидетельствует о быстром темпе строительства на первом этапе4. Не дожидаясь завершения строительства, епископ Питирим освятил один из приделов храма в честь святителя Николая и начал в нем совершение богослужений. В этом приделе у южной стены святитель Питирим и был погребен после кончины 28 июля (10 августа) 1698 года5.
Митрополит Рязанский Иларион
Прибытие святителя Питирима
в Тамбовскую епархию
После смерти епископа Питирима несколько десятилетий собор оставался недостроенным из-за отсутствия средств на покупку материалов, но, несмотря на это, богослужения совершались в освященном Никольском приделе. В 1738 году по повелению Святейшего Синода священник Александр Уланов изыскал средства на строительство верхнего деревянного храма и устройство иконостаса «столярной работы», однако из-за смерти отца Александра работы по возведению собора остались незавершенными6.
Епископ Пахомий (Симанский)
В 1758 году назначенный на Тамбовскую кафедру епископ Пахомий (Симанский) застал главный храм города в плачевном состоянии: крыша во многих местах протекала, из-за чего на втором этаже храма было опасно совершать богослужения, иконостас от сырости имел неприглядный вид. Осмотрев собор, епископ Пахомий составил план восстановительных работ, который включал: постройку пяти глав, покрытие всего храма железом, отделку внутренних стен штукатуркой, установку нового иконостаса, строительство каменной ограды с железными решетками. Кроме этого, планировалось вместо деревянной колокольни возвести каменную. На все работы, согласно смете, требовалась очень большая по тем временам сумма в 10 000 рублей, которой у епархии не было. Указанных средств не выделил и Святейший Синод, куда епископ Пахомий направил свое ходатайство7.
К 80-м годам XVIII века деревянная часть второго этажа собора заметно покосилась. Храм нуждался в экстренном переустройстве. Епископ Тамбовский Феодосий (Голосницкий) решил выполнить работы с привлечением богатых жителей города – тамбовских купцов8. Переустройством храма в 1784 году занялся купец Матвей Бородин. Верхняя ветхая деревянная часть храма была разобрана. Стены второго этажа, опорные столпы центрального купола и все своды выполнили из кирпича, над сводами выложили пять круглых барабанов, перекрытие собора и купола пятиглавия покрыли железом и покрасили. Стены и своды внутри храма оштукатурили и покрасили, вымостили деревянные полы, вставили новые рамы и устроили внутри собора лестницу между нижним и верхним этажами. Для второго этажа изготовили трехъярусный иконостас и написали для него иконы, но установить иконостас не удалось, поскольку дела купца Бородина расстроились, и он не смог продолжать работы. Конструкции иконостаса сложили в подвале и во дворе собора, где они пролежали до 1801 года. В этом году по указанию епископа Тамбовского Феофила (Раева) заготовленный купцом Бородиным иконостас осмотрели и выяснилось, что иконы местами покоробились и сгнили. Использовать данный иконостас было невозможно, и поэтому на средства купца Матвея Алексеевича Малина изготовили и установили новый иконостас. На пожертвования фабриканта Олесова и других тамбовских благотворителей отделали приделы нижнего храма9.
В октябре 1809 года епископ Феофил благословил соборному духовенству позаботиться о строительстве новой каменной колокольни собора вместо деревянной10. Сбор денежных средств был поручен ключарю собора протоиерею Иоанну Наполинскому. К 1811 году заложили фундамент новой колокольни на расстоянии 10 саженей от собора (1 сажень равен 2,1336 м)11. Руководил строительством протоиерей Гавриил Шиловский. В конце 1811 года, когда возвели второй ярус колокольни, скончался епископ Феофил.
Строительство было продолжено при епископе Ионе (Васильевском), вступившем на Тамбовскую кафедру в марте 1812 года. Исследователь местной церковной истории протоиерей Стефан Березнеговский по этому поводу писал: «Преосвященный Иона в короткое время успел расположить к себе все сословия… епархии; все спешили… делать посильные приношения на постройку… – и действительно, соборная колокольня в короткое время окончательно отстроена»12. Жители города Тамбова восприняли ее как памятник тамбовчанам, погибшим в боях с французами в годы Отечественной войны 1812 года. В 1823 году по инициативе соборного протоиерея Димитрия Соколова краснокирпичное здание кафедрального собора покрасили краской в два цвета, стены – охрой, а выступающие декоративные детали фасада – белой. Недавно возведенная колокольня собора была оштукатурена13.
Митрополит Иона (Василевский)
В начале 30-х годов XIX века Спасо-Преображенский собор не отличался особым благолепием и богатством внутреннего убранства. Через трещины в стенах и разбитые стекла в храм попадали снег и дождь, на полу появлялись лужи, в нем было холодно и сыро. Иконостас нижнего храма был окрашен темно-синей краской. Иконы, перешедшие в него из ветхого иконостаса верхнего храма, помещались в простых рамах без стекла и окладов. При епископе Тамбовском Арсении (Москвине) внешний вид собора изменился. В период с 1839 по 1840 год в западной части появилась двухэтажная пристройка. Руководил работами соборный протоиерей Павел Булгаков. Сменивший Преосвященного Арсения епископ Тамбовский Николай (Доброхотов) в 1841–1842 годах распорядился разобрать лестницы на второй этаж храма, которые занимали много места и создавали значительные неудобства для молящихся. Лестничные марши в верхний храм устроили в пристройке, сооруженной ранее с западной стороны14.
В 1846 году городское общество избрало старостой Преображенского собора тамбовского купца 3-й гильдии Гавриила Ивановича Казакова. При нем развернулись широкие строительные работы. В 1849 году заново оштукатурили своды и стены, которые выровняли по отвесу, около подкупольных столпов поставили резные капители коринфского ордена. Стены и простенки между оконными проемами расписали фресками с изображением событий Ветхого и Нового Завета. Полы перемостили и покрыли краской, ветхие рамы заменили на новые. Иконостас верхнего храма переделали и украсили резьбой по дереву. Лучшие мастера в Москве выполнили Царские врата и клейма. В нижнем храме сделали новый резной, позолоченный иконостас. Северный придел нижнего храма посвятили Смоленской иконе Божией Матери.
2 сентября 1852 года епископ Николай (Доброхотов) освятил верхний Преображенский храм, а нижний Благовещенский – в 1854 году. В 1879 году утвердили план строительства двух флигелей, которые располагались с южной и северной сторон собора и завершали его архитектурную композицию. При архиепископе Иннокентии (Беляеве) в 1905 году западную пристройку с лестницей разобрали и выстроили новую, более просторную. На средства купца В.М. Аносова в соборе провели отопление.
Епископ Николай (Доброхотов)
В октябре 1913 года при архиепископе Кирилле (Смирнове) под наблюдением архитектора А. Миролюбова собор заново оштукатурили внутри и тщательно заделали все трещины, все стены лестничной пристройки расписали сюжетами из жизни святителя Питирима. Фасад храма в очередной раз покрасили. Все работы были завершены ко времени прославления святителя, которое совершилось при огромном стечении паломников в июле 1914 года15.
Архиепископ Кирилл (Смирнов)
Духовное ликование верующих тамбовчан по случаю обретения мощей святителя Питирима продолжалось недолго. В 1919 году большевики вскрыли мощи святителя и лишили народ возможности поклоняться им. Богослужения в соборе запретили, по всей видимости, в 1929 году. В 1931 году в нем закрасили фрески и разместили экспозиции краеведческого музея, с куполов сняли кресты, мощи святителя Питирима поместили в запасниках музея. Соборная колокольня была разрушена в 1931–1932 годах16.
Спасо-Преображенский кафедральный собор. Первая половина XX в.
В 1988 году мощи святителя Питирима передали Церкви. 15 июля 1993 года Тамбовской епархии был возвращен нижний храм Спасо-Преображенского собора. 6 августа этого же года было совершено освящение престола нижнего Благовещенского храма. 8 августа 1993 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя Питирима в Спасо-Преображенский кафедральный собор, которое совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время своего визита в Тамбовскую епархию. Святые мощи святителя заняли прежнее место в нижнем Благовещенском храме у правого переднего столпа, определенное для них в 1914 году архиепископом Кириллом (Смирновым)17.
Рака с мощами
святителя Питирима Тамбовского
В 1994 году краеведческий музей освободил верхний храм, и в нем начались реставрационно-восстановительные работы, которые продолжались до 1998 года. За это время были расчищены художественные росписи, изготовлен и установлен деревянный позолоченный иконостас. В нижнем храме возвели дополнительные столпы и арку для укрепления сводов18.
Верхний храм
Спасо-Преображенского кафедрального собора
К 325-летнему юбилею Тамбовской епархии, который торжественно отмечался 10 августа 2007 года, главный храм епархии заметно преобразился. В период подготовки к юбилею с 2006 по 2007 год в нем были проведены значительные реставрационновосстановительные работы. Центральный и четыре боковых купола собора впервые позолотили. На купола изготовили и установили позолоченные маковки и кресты. Фасад храма покрасили в бирюзовый цвет, а украшающие его декоративные элементы – в белый, что позволило усилить нарядность убранства собора и придать ему монументальность. В нижнем Благовещенском храме установили новый деревянный позолоченный иконостас.
В 2007 году на берегу реки Цны была воссоздана часовня над источником святителя Питирима. После того как весь прилегающий к часовне земельный участок объединили с соборной территорией, она стала простираться практически до берега реки.
Часовня над источником
святителя Питирима
До 2010 года многие наши современники, в том числе известные историки, архитекторы и краеведы, расстояние в 21 м до колокольни отсчитывали от современного здания собора и называли местом ее расположения участок, находящийся неподалеку от воинского мемориала в честь воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Изучение датированных архивных описаний и фотографий пристроек к собору показало, что колокольня находилась от современной западной стены собора на расстоянии 10–11 м.
Фундамент соборной колокольни 1811-1812 гг.
После проведенных исследований епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий обратился к руководителям региона и города с просьбой выдать разрешение на восстановление колокольни на прежнем месте. Данное обращение было направлено в Общественную палату Тамбовской области, где была создана рабочая группа для его изучения. 18 декабря 2010 года на Соборной площади состоялось выездное заседание рабочей группы по сбережению культурно-исторического наследия при Общественной палате Тамбовской области, на котором большинство ее участников высказалось за воссоздание колокольни на историческом месте. Вскоре все члены Общественной палаты поддержали инициативу Управляющего епархией. Предложение епископа Феодосия было также рассмотрено на заседании Совета по охране и сохранению культурного наследия при управлении культуры и архивного дела Тамбовской области, который, всесторонне изучив просьбу, вынес положительное решение. При принятии решения члены Совета руководствовались нормами Федерального закона от 25 июня 2002 года за № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Для подтверждения результатов архивных исследований по просьбе Тамбовской епархии специалисты Тамбовского государственного технического университета провели снятие георадарных профилей площади перед собором. При снятии профиля по оси собора было выявлено нарушение грунта в интервале от 10 до 20 м от стены собора на глубине порядка 2–2,5 м. Профили параллельно западной стене на расстоянии 10–12 м и 6–14 м на глубине порядка 1,5–2,5 м также показали наличие фиксируемых нарушений в грунте. Таким образом, на расстоянии 10–11 метров от входа в собор в западном направлении было обнаружено наличие остатков фундамента с размерами порядка 9,5–11 м на 8–10 м на глубине примерно 1,5 м. Это означало, что колокольня находилась в пределах Соборной площади достаточно близко к храму и ее воссоздание на прежнем месте никоим образом не затронет мемориал, который расположен от собора на расстоянии более 50 м.
Фрагмент конструкции епископского собора
со следами половых досок
Фрагменты печных изразцов 1680-х гг.
Территория, предполагаемая под воссоздание колокольни Спасо-Преображенского собора, имеет статус охранной зоны объекта культурного наследия, в пределах которой устанавливается особый режим использования земель, запрещающий строительство за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение, восстановление и регенерацию историко-градостроительной среды объекта культурного наследия. Совет исходил из того, что воссоздание колокольни в соответствии с требованиями реставрационных норм и правил направлено на сохранение объекта культурного наследия, каковым, несомненно, является Спасо-Преображенский кафедральный собор. В соответствии со ст. 47 вышеуказанного закона воссоздание объекта культурного наследия осуществляется посредством реставрации при особой исторической и культурной значимости утраченного объекта и при наличии достаточных научных данных для его воссоздания. Члены Совета решили признать духовно-культурную значимость воссоздания соборной колокольни на ее историческом месте для сохранения и восстановления архитектурного ансамбля объекта культурного наследия федерального значения.
В Пасхальные дни 2011 года началось воссоздание колокольни. 18 мая епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий совершил в соборе Божественную литургию, по окончании которой состоялся молебен с крестным ходом вокруг собора. Перед входом в собор на месте воссоздания колокольни епископ Феодосий освятил крест. Через несколько дней, 23 мая 2011 года, епископ Феодосий совершил молебен на Соборной площади и благословил начать археологические изыскания на месте воссоздания колокольни. Проведенные раскопки подтвердили данные о месте ее нахождения, полученные ранее в ходе георадарных исследований. Фрагменты кирпичных стен находились на расстоянии в 11–12 метров от современной западной стены собора. Сама колокольня располагалась в 15 метрах от основного здания собора, где и были обнаружены ее фундаменты.
Спасо-Преображенский собор. XIX в.
До конца декабря 2011 года строители возвели два яруса колокольни до отметки 25 метров. Перед праздником Пасхи Христовой 2012 года, в Великую Субботу, 14 апреля, епископ Феодосий освятил купол и крест, поднятые в этот же день на колокольню, окончательная высота которой с крестом стала равна 69 метрам. В Пасхальную ночь крест на колокольне засиял ярким рубиновым светом, как сияют в ночи кресты на храмах в Святой Земле. Колокольню восстанавливали по сохранившимся эскизам, однако для придания ей изящества и с учетом современного градостроительного окружения высоту решено было увеличить на один ярус. После завершения общестроительных работ началась отделка колокольни: ее выкрасили в зеленый цвет, декоративные элементы и оконные проемы выделили белой краской, красоту здания подчеркнула художественная подсветка наружных стен. Все работы по воссозданию колокольни на прежнем месте были завершены 3 ноября 2012 года, перед праздником в честь Казанской иконы Божией Матери. Она вновь стала неотъемлемой частью кафедрального собора, одной из красивейших архитектурных доминант города, памятником тамбовчанам, погибшим на полях сражений в годы войны с Наполеоном. Ее воссоздание имеет духовное, нравственное и патриотическое значение.
В результате работы археологов были найдены: кирпичный фундамент разрушенной каменной колокольни на глубине около 1,5 метров, фрагменты основания второго Преображенского деревянного храма, фрагменты печных изразцов XVII века с изображением вазонов с растительным орнаментом, покрытых цветной эмалью, монеты XVII века и другие археологические находки. После археологических изысканий к работе приступили строители, которые очистили сохранившийся фундамент и укрепили его железобетонным поясом, на котором начали возводить здание. Уцелевший исторический фундамент решено было сохранить, «вживив» его в новые конструкции. Проектным решением в полу предусмотрены демонстрационные проемы, закрытые сверху высокопрочным стеклом, чтобы паломники могли видеть подлинные фрагменты старого фундамента и экспозицию артефактов церковной истории.
В Пасхальную ночь крест
на колокольне засиял
ярким рубиновым светом
В Пасхальные дни 2011 года
началось воссоздание колокольни.
Воссоздание колокольни собора на прежнем месте поддержали ветераны Великой Отечественной войны, распространившие обращение, в котором, в частности, говорилось: «В настоящее время, когда ежегодно торжественно празднуется День Победы в Великой Отечественной войне, мы считаем своим долгом вспомнить о воинах, которые в 1812 году, 133 года до нашей победы в 1945 году, с честью отстояли независимость России. Мы должны гордиться ими точно так же, как гордимся солдатами – победителями фашистских захватчиков. Лозунг «Никто не забыт, ничто не забыто» в равной степени относится ко всем защитникам Отечества».
Воссоздание колокольни собора на прежнем месте
поддержали ветераны Великой Отечественной войны.
В 2014 году Тамбовская епархия будет праздновать 100-летний юбилей со времени прославления святителя Питирима. Ожидается первосвятительский визит в Тамбовскую митрополию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Кафедральный собор станет главным местом торжеств.
В рамках подготовки к юбилею были выполнены значительные работы по реставрации фасадов собора. Стены заново оштукатурены и покрашены в плотный зеленый цвет. Отреставрирован лепной декор, восстановлены сандрики и наличники. Произведена замена ветхих деревянных и металлических окон на новые, изготовленные по оригинальным образцам. Собор был полностью перекрыт кровельной медью в соответствии с проектным решением, впервые оштукатурен и покрашен флигель в южной части собора. Много было сделано по благоустройству прилегающей к собору территории: к востоку от собора удалены ветхие строения, устроен дополнительный въезд на соборную территорию, установлено 4-метровое основание для памятника святителю Питириму с южной стороны возрожденной колокольни, надстроена малая колокольня, органично вписавшаяся в архитектурный ансамбль собора, выполнены работы по очистке и реставрации колодца в часовне над источником святителя Питирима, около часовни со стороны набережной установлена каменная ограда с коваными ажурными решетками и посажены ели.
1 июля 2013 года начались реставрационные работы в нижнем Благовещенском храме кафедрального собора. В настоящее время ведется позолота сени над святыми мощами святителя Питирима, изготавливается новая сень для Тамбовской иконы Божией Матери, предстоит изготовить и установить у столпов и по периметру храма более 30 напольных киотов для икон, написать иконы для иконостаса, положить каменный пол с подогревом.
Отреставрированный собор и воссозданная колокольня заставляют задуматься над улучшением облика Соборной площади – главной площади города. Проект реконструкции площади, как представляется, должен предусматривать функциональную организацию территории всей площади и выполнение следующих работ: воссоединение площади с улицей Советской по исторической оси бывшей Знаменской улицы (ныне улица Октябрьская) через расширение площади к югу от здания почтамта; строительство Знаменской часовни на месте бывшего кладбища и деревянной Знаменской церкви; обустройство юго-восточной границы площади к югу от малой соборной колокольни с раскрытием перспективного вида на весь комплекс Спасо-Преображенского собора от улицы Советской; возведение в юго-восточной части площади скульптурной композиции святителя Питирима и четырех малых скульптур Тамбовских святых; устройство фонтана в южной части площади к западу от памятника святителю Питириму; мощение всей соборной площади и территории вокруг кафедрального собора гранитным камнем; устройство стоянки для легковых автомобилей и экскурсионных автобусов со стороны улицы Степана Разина; организация со стороны улицы Разина независимых друг от друга подъездных путей к Спасо-Преображенскому собору, размещение тумб с символами городов-героев концентрично вокруг памятника героям Великой Отечественной войны 1941–1945 годов; озеленение и высадка голубых елей по периметру Соборной площади на участках, граничащих с городским парком и со зданием почтамта; установка скамеек для отдыха жителей и гостей города Тамбова по всему периметру Соборной площади.
Благовещенский (нижний) храм
Спасо-Преображенского кафедрального собора
Как показывает настоящее исследование, история собора была весьма непростой. Его возведение и благоукрашение продолжались в течение столетий. Архипастыри, градоначальники, духовенство, меценаты вносили свой труд и таланты в строительство главного храма города. Полагаю, что настало время и современному поколению тамбовчан внести свой заметный вклад в его преображение. Убежден, что работы, запланированные к выполнению в ходе подготовки к празднованию 100-летнего юбилея со времени прославления святителя Питирима и визиту Святейшего Патриарха Кирилла, позволят сделать Спасо-Преображенский кафедральный собор более величественным, а Соборную площадь – красивее и притягательнее.
Возведение и благоукрашение главного храма города
продолжались в течение столетий.
1 Орлов Н. Тамбовские летописи // ИТУАК, 1918. Вып. 48. С. 148.
2 Молчанов Н. Жизнеописание Преосвященного Питирима, епископа Тамбовского. Тамбов, 1914. С. 23.
3 Хитров Г., прот. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861. С. 155.
4 Молчанов Н. Указ. соч. С. 24.
5 Хитров Г., прот. Указ. соч. С. 162.
6 Березнеговский С.А., прот. Тамбовский Спасо-Преображенский собор // ИТУАК, 1913. Вып. LV. С. 250.
7 Там же. С. 250-251.
8 Хитров Г., прот. Указ. соч. С. 202.
9 Там же. С. 223.
10 Березнеговский С.А., прот. Указ. соч. С. 251.
11 Хитров Г., прот. Указ. соч. С. 214.
12 Березнеговский С.А. прот. Указ. соч. С. 252.
13 ТЕВ. 2009. № 5. С. 28-36.
14 Фиксен Б. Историко-археологическое описание Спасо-Преображенского собора в г. Тамбове // ИТУАК, 1904. Вып. 44. С. 6.
15 Фиксен Б. Историко-археологическое описание Спасо-Преображенского собора в г. Тамбове // ИТУАК, 1904. Вып. 44. С. 7.
16 ГАТО. Ф. Р6. Оп. 1. Д. 162. Л. 77.
17 ТЕВ. 2008. № 1. С. 31.
18 АТЕ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 14.
Для цитирования: Феодосий (Васнев ; митр.). Прошлое и настоящее соборного храма Преображения Господня в городе Тамбове / митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий. – Текст : непосредственный // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. – 2014. – Вып. 1. – С. 23–33.
Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий,
ректор Тамбовской духовной семинарии,
доктор теологии, кандидат богословия
Воссоздание колокольни имеет
духовное, нравственное и патриотическое значение.